Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 21.08.2015 N 168/1601-5 "О жалобе Бурова Жана Александровича"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. № 168/1601-5

О ЖАЛОБЕ БУРОВА ЖАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА

19 августа 2015 года в избирательную комиссию Ставропольского края (далее - ИКСК) поступила жалоба Бурова Жана Александровича (далее - заявитель) на постановление территориальной избирательной комиссии Минераловодского района (далее - ТИК) от 12 августа 2015 г. № 31/266 "Об отказе Бурову Жану Александровичу в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11" (далее - постановление ТИК).
Заявитель просит рассмотреть жалобу, отменить необоснованное и незаконное, по его мнению, постановление ТИК и зарегистрировать его кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.
Рассмотрев жалобу, заслушав заявителя, представителя ТИК, рассмотрев представленные документы, ИКСК установила следующее.
Комиссией, организующей выборы депутатов представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, является ТИК, на которую постановлением ИКСК от 29 мая 2015 г. № 160/1535-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края на территориальную избирательную комиссию Минераловодского района" возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края.
Заявителем в ТИК были представлены документы и сведения для уведомления о выдвижении кандидата 25 июля 2015 года.
03 августа 2015 года заявителем в ТИК были представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с 28 подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
07 августа 2015 года на заседании Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидатов, списка кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва (далее - рабочая группа) была осуществлена проверка подписей, собранных в поддержку заявителя.
В результате проверки рабочей группой все 28 представленных подписей были признаны недействительными.
На основании итогового протокола проверки подписных листов (далее - итоговый протокол) от 07 августа 2015 года ТИК отказала заявителю в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно итоговому протоколу недействительными признаны все 28 подписей, а именно:

в 1-м подписном листе кандидата все 10 (десять) подписей были признаны недействительными на основании подпунктов "г" и "з" пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона (не указаны сведения об адресе места жительства в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей; не указаны сведения о наименовании субъекта РФ и района в данных об адресе места жительства избирателей; в сведении о наименовании представительного округа не указаны слова "первого созыва");
во 2-м подписном листе кандидата все 10 (десять) подписей были признаны недействительными на основании подпунктов "г" и "з" пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона (не указаны сведения об адресе места жительства в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей; не указаны сведения о наименовании субъекта РФ и района в данных об адресе места жительства избирателей; в сведении о наименовании представительного округа не указаны слова "первого созыва");
в 3-м подписном листе кандидата все 8 (восемь) подписей были признаны недействительными на основании подпунктов "г" и "з" пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона (не указаны сведения об адресе места жительства в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей; не указаны сведения о наименовании субъекта РФ и района в данных об адресе места жительства избирателей; в сведении о наименовании представительного округа не указаны слова "первого созыва").
Таким образом, рабочей группой было установлено суммарное количество недействительных подписей избирателей, представленных кандидатом и выявленных при проверке, которое составило 100% от общего количества подписей, подлежащих проверке; при таких условиях у заявителя отсутствовали подписи избирателей, необходимые для регистрации.
ИКСК рассмотрела документы, представленные заявителем, в том числе подписные листы, итоговый протокол и установила следующее.
Доводы заявителя о том, что в подписном листе избирателям не обязательно указывать в адресе своего места жительства субъект Российской Федерации и район, а именно - Ставропольский край, Минераловодский район, не основано на законе.
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 Федеральному закону.
При этом следует учитывать, что избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому неуказание кандидатом сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года № 658-О, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов.
Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Под адресом места жительства в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, наименование субъекта Российской Федерации должно быть указано в подписных листах и отсутствие наименования субъекта является основанием для отказа в регистрации в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Помимо вышеизложенного, ИКСК установила, что заявитель использовал форму подписного листа, не соответствующую требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, а именно - использовал форму подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (приложение 5 к Федеральному закону).
Данное нарушение влечет признание всех 28 подписей, представленных заявителем, недействительными в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей является основанием для отказа в регистрации.
Следует обратить внимание, что указанная информация не была отражена ТИК в качестве нарушений в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе проверки подписных листов, подписи не были расценены ТИК как недействительные в соответствии с Федеральным законом.
Также ИКСК установила, что в подписных листах в графе "место работы, занимаемая должность" заявитель указал "занимающегося строительством и сделками с недвижимостью", в заявлении о согласии баллотироваться от 25 июля 2015 года "строительство, недвижимость", в заявлении от 08 августа 2015 года - "строительство".
В соответствии с подпунктом 57 статьи 2 Федерального закона род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Документом, подтверждающим сведения о месте работы кандидата и занимаемой им должности, является надлежащим образом оформленная справка с места работы кандидата о занимаемой им должности или заверенная копия трудовой книжки.
Документом, подтверждающим статус пенсионера, является пенсионное удостоверение.
Документом, подтверждающим статус лица, временно неработающего, может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы, документ об окончании учебного заведения (для лиц, которые не приступали к трудовой деятельности).
Документом, подтверждающим статус безработного, является справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения.
Документом, подтверждающим статус учащегося, студента, является справка, выданная администрацией соответствующего учебного заведения.
Документальным подтверждением статуса домохозяйки (домохозяина) может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы и соответствующее личное заявление с указанием этого статуса домохозяйки (домохозяина) либо только заявление.
Учитывая, что заявитель представил в ТИК копию трудовой книжки с отметкой о последнем месте работы и увольнении с него 25.07.2009 и справку "Центра занятости населения Минераловодского района" № 1236 от 27.07.2015 о том, что заявитель не зарегистрирован в качестве безработного, ТИК необходимо было уведомить заявителя о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в комиссию кандидатом в депутаты для уточнения рода занятий в заявлении.
Что касается указания рода занятий в подписных листах, то указание "занимающегося строительством и сделками с недвижимостью" влечет признание всех 28 подписей, представленных заявителем, недействительными в соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, так как сведения о кандидате, указанные в подписном листе, не соответствуют действительности.

Заявитель также указывает на наличие в итоговом протоколе и постановлении ТИК технических ошибок в части указания номера статьи Федерального закона, а именно - в итоговом протоколе и постановлении ТИК указала как основание для признания подписей недействительными подпункты пункта 6.4 статьи 37. Данные факты нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы ИКСК.
Указанные выше документы действительно содержат ссылку на статью 37 Федерального закона как основание для признания подписей избирателей недействительными. Вместе с тем статья 37 Федерального закона не содержит таких положений, поскольку данные вопросы регламентированы в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Несмотря на то что наличие технических ошибок не свидетельствует о недействительности данных документов, следует отметить, что данные нарушения со стороны ТИК, как и неуказание иных оснований для признания подписей избирателей недействительными, обнаруженных ИКСК, указывают на неудовлетворительную работу ТИК по проверке соблюдения требования Федерального закона при выдвижении и регистрации кандидата, что является прямой обязанностью избирательной комиссии.
На основании вышеизложенного в соответствии с пунктом 11 статьи 23, пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, пунктом 13 статьи 3 Закона Ставропольского края "Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае" избирательная комиссия Ставропольского края постановила:

1. Жалобу Бурова Жана Александровича оставить без удовлетворения.
2. Направить настоящее постановление заявителю, в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района.
3. Указать территориальной избирательной комиссии Минераловодского района на необходимость повышения качества работы с документами, в том числе представляемыми для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов в период избирательной кампании.
4. Разместить настоящее постановление на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председатель
Е.В.ДЕМЬЯНОВ

Секретарь
О.А.МАЛЬЦЕВА


------------------------------------------------------------------