Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2015 по делу N А63-9298/2014 <Об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия по включению в постановление администрации города Ставрополя от 01.09.2011 N 2478 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" и решение Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" нестационарных торговых объектов >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу № А63-9298/2014

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пузановой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родник", ОГРН 2072635074125, г. Ставрополь,
к - администрации города Ставрополя, ОГРН 1022601931901, г. Ставрополь,
- комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, ОГРН 1022601955782, г. Ставрополь,
- Ставропольской городской Думе, ОГРН 1022601951921, г. Ставрополь,
третьи лица: - комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ОГРН 1022601934486, г. Ставрополь
- управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, ОГРН 1022601989508, г. Ставрополь,
о признании незаконным бездействия по включению в постановление администрации города Ставрополя от 01.09.2011 № 2478 и решение Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 № 333 нестационарных торговых объектов (киосков) и обязании включить в схему размещения нестационарных объектов на территории города Ставрополя торговые павильоны (киоски),
при участии в заседании представителя комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Роговой И.В. по доверенности от 13.01.2015, представителя Ставропольской городской Думы Порублевой Е.В. по доверенности от 13.04.2015, представителя КУМИ города Ставрополя Богатыревой С.А. по доверенности от 27.05.2015, в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2014 из дела № А63-4694/2014 выделено в отдельное производство требование ООО "Родник" (далее - общество) к администрации города Ставрополя (далее также - администрация), Ставропольской городской Думе и комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет торговли) об обязании включить в схему размещения нестационарных объектов на территории города Ставрополя торговые павильоны (киоски) ООО "Родник" по адресам: г. Ставрополь, ул. Трунова квартал 396, г. Ставрополь, ул. Баумана квартал 318, г. Ставрополь, ул. Ленина квартал 73.
В дальнейшем заявитель уточнил предмет выделенного требования и просит признать незаконным бездействие (администрации, Ставропольской городской Думы и комитета торговли) по включению в постановление администрации города Ставрополя от 01.09.2011 № 2478 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" и в решение Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 № 333 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" нестационарных торговых объектов (киосков), принадлежащих обществу на праве собственности, по адресам: г. Ставрополь, ул. Трунова, квартал 396; г. Ставрополь, ул. Баумана, квартал 318; г. Ставрополь, ул. Ленина, квартал 73, как не соответствующие требованиям пункта 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ), и обязать администрацию, Ставропольскую городскую Думу и комитет торговли включить в схему размещения нестационарных объектов на территории города Ставрополя торговые павильоны (киоски) ООО "Родник" по указанным адресам.
Администрация и комитет торговли требования не признали, указав, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя разработана и утверждена в установленном порядке с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; на момент ее утверждения сроки договоров аренды, заключенных с обществом истекли.
Ставропольская городская Дума просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя утверждена Думой в пределах своих полномочий, а проект решения о включении в нее вышеуказанных торговых киосков от субъектов правотворческой инициативы не поступал.
КУМИ г. Ставрополя также полагал требования не подлежащими удовлетворению.
УФАС по Ставропольскому краю отзыв на заявление не представило.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд установил следующее.
Как установлено решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2014 по делу № А63-4694/2014, на основании постановления главы г. Ставрополя от 21.03.2001 № 1116, администрацией (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор № 781 от 01.06.2001 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:030108:12 площадью 12,62 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, квартал 73, под временным торговым киоском "Пиво-Воды" сроком до 20.03.2002. Данный договор зарегистрирован 25.09.2001 (регистрационный номер 26-01/12-28/2001-1198).
В соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 16.08.2001 № 4657 администрацией (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор № 1022 от 17.08.2001 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:031313:13 площадью 18 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Баумана, в квартале 318, под временным торговым павильоном на срок до 16.08.2002. Договор зарегистрирован 05.11.2001 (регистрационный номер 26-01/12-26/2001-1909).
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 14.10.2002 № 7264 полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков переданы комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, в связи с чем произошла замена арендодателя (уполномоченного органа) по договору аренды в силу закона.
На основании постановления администрации от 09.07.2003 № 4179 КУМИ города Ставрополя (арендодатель) с обществом (арендатор) заключен договор № 3407 от 04.09.2003 аренды земельного участка площадью 31 кв. м с кадастровым номером 26:12:021406:57, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Бурмистрова / ул. Трунова, в квартале 396, под временным торговым павильоном на срок по 07.07.2004.
Дополнительным соглашением от 22.07.2004 КУМИ и общество изложили договор аренды № 781 от 01.06.2001 в новой редакции, согласно которой срок аренды установлен по 14.06.2005.
Дополнительными соглашениями от 19.05.2006 сроки договоров от 01.06.2001 № 781, от 17.08.2001 № 1022 и от 04.09.2003 № 3407 продлены по 21.05.2007.
28 декабря 2013 года общество обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков под временными торговыми павильонами в аренду на новый срок.
Уведомлениями от 27.01.2014 № 09/1-02/1-252, от 07.02.2014 № 09/1-02-426 и от 13.02.2014 № 06/1-02-547 в предоставлении земельных участков отказано со ссылками на то, что предоставление земельных участков должно осуществляться на торгах, а также в связи с тем, что испрашиваемые участки не входят в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденную решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 № 333.
При рассмотрении дела суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
01 сентября 2011 года постановлением администрации города Ставрополя от 01.09.2011 № 2478 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Пунктом 1 статьи 21 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 № 220 в редакции решения городской Думы от 30.01.2013 № 322, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесено к компетенции Ставропольской городской Думы.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 № 333 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Названное решение вступило в силу после его опубликования 22.03.2013 и подлежит применению с этого момента.
Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденная постановлением от 01.09.2011 № 2478, утратила силу, поэтому требование о внесении в нее изменений является ненадлежащим.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденная решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 № 333 (далее - Схема), разработана комитетом торговли на основании предложений администраций районов города Ставрополя, проект Схемы внесен в Ставропольскую городскую Думу администрацией города Ставрополя. Схема оформлена в виде адресного перечня (как это предусмотрено п. 1.4 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, утвержденного Приказом краевого комитета по торговле от 01.07.2010 № 87 о/д - далее Порядок № 87-о/д).
Как видно из публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 26:12:030108:12 расположен по улице Ленина в районе дома № 291, с кадастровым номером 26:12:031313:32 - по пер. Баумана в районе дома № 118, с кадастровым номером 26:12:021406:57 - на пересечении улиц Трунова и Бурмистрова в районе дома № 60 по ул. Трунова и дома № 92-б по ул. Бурмистрова.
Схемой не предусмотрено размещение в данных местах киосков и павильонов.
Частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Данная норма содержит гарантии осуществления предпринимательской деятельности для лиц, эксплуатирующих нестационарные торговые объекты на соответствующей территории, но направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы, но не регулирует порядок ее составления.
Тем самым, законодатель гарантировал владельцам существующих нестационарных торговых объектов право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под данные объекты.
При этом Закон № 381-ФЗ, а равно Порядок № 87 о/д, не запрещают, но и не обязывают включать существующие торговые объекты в новую схему.
Приведенные выводы соответствуют судебной арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2015 № Ф08-10288/2014 по делу № А53-2844/2014).
Судом отклоняется ссылка заявителя на письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 27.01.2014 № ЕВ-820/08, поскольку оно носит рекомендательный характер.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 381-ФЗ и пунктом 1.5 Порядка № 87 о/д схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 2.1 Порядка № 87 о/д схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования. Размещение нестационарных торговых объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим правилам, правилам продажи отдельных видов товаров, соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, обеспечивать условия приема, хранения и реализации товаров, а также условия труда и правила личной гигиены работников.
В то же время, в силу пункта 2.2 Порядка № 87 о/д схема нестационарных торговых объектов утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поэтому проверка Схемы на соответствие вышеуказанным требованиям и нормативам должна осуществляться в рамках оспаривания нормативного правового акта.
При этом, в любом случае орган местного самоуправления свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов. Субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) в схему.
Необоснованны доводы о нарушении положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьи 10 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие в Схеме мест нахождения киосков заявителя не является ограничением доступа на рынок торговли, поскольку не лишает общество права претендовать на размещение нестационарных торговых объектов в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в Схеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья
Э.И.ОРЛОВСКИЙ


------------------------------------------------------------------