Информационное письмо министерства здравоохранения Ставропольского края от 23.01.2015 N 01-13/394 "О выполнении показателей заработной платы целевых категорий работников в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 января 2015 г. № 01-13/394

О ВЫПОЛНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЦЕЛЕВЫХ КАТЕГОРИЙ
РАБОТНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 07 МАЯ 2012 Г. № 597 "О МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

Руководителям государственных бюджетных,
казенных и автономных учреждений,
подведомственных министерству
здравоохранения Ставропольского края

В целях реализации пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 года № 47-рп утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ставропольском крае на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта").
В "дорожную карту" включены основные мероприятия по проведению структурных преобразований в отрасли здравоохранения, направленных на повышение эффективности деятельности сети, реорганизацию структуры неэффективных учреждений, увеличение доходов от приносящей доход деятельности, оптимизацию численности, в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента № 597).
Одним из основных мероприятий реализации "дорожной карты" является обеспечение поэтапного повышения заработной платы целевых категорий работников, определенных Указом Президента № 597 в целях сохранения кадрового потенциала отрасли здравоохранения, повышения престижности и привлекательности профессий в здравоохранении, а также достижения конкретных показателей доступности и качества оказываемых медицинских услуг.
В этой связи в 2014 году лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной форм собственности (далее - учреждение) были внесены, по согласованию с министерством здравоохранения Ставропольского края (далее - министерство), изменения в "дорожные карты".
"Дорожными картами" учреждений также предусмотрены мероприятия по достижению запланированного уровня повышения заработной платы.
Уровень повышения заработной платы рассчитывался учреждениями в соответствии с прогнозными значениями средней заработной платы по экономике Ставропольского края на период 2014 - 2018 годов.
По данным министерства экономического развития Ставропольского края, размер средней заработной платы за 11 месяцев 2014 года по краю составил 22113,8 рубля против прогнозного значения на 2014 год - 22650 рублей.
Согласно федеральной статистической отчетности "ЗП-Здрав" заработная плата списочного состава работников отрасли здравоохранения за 2014 год составила 20949,9 рубля, рост к аналогичному периоду 2012 г. - 6,2% (12 месяцев 2013 г. - 19724 рубля).
В том числе по категориям персонала:
врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием - 34127,93 рубля, что на 6,6% выше аналогичного периода 2013 г. (32000 рублей); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (31695,1 рубля) составило 107,67%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2013 год (22650 рублей) составило 150,67% (план 139,9%);
среднего медицинского персонала - 19743,7 рубля, рост к аналогичному периоду 2013 г. - 5,86% (18650 рублей); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (18385 рублей) составило 107,39%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2014 год (22650 рублей) составило 87,17% (план 81,2%);
младшего медицинского персонала - 12525,29 рубля, рост к аналогичному периоду 2013 г. 4,44% (11841 рубль); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (11767,1 рубля) составило 106,44%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2014 год (22650 рублей) составило 55,3% (план 51,9%);
социальных работников - 13841,1 рубля, рост к аналогичному периоду 2013 г. - 5,25% (12010 рублей); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (13137 рублей) составило 105,36%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2014 год (22650 рублей) составило 61,1% (план 58%);
преподавателей и мастеров производственного обучения - 20472,2 рубля, рост к аналогичному периоду 2013 г. - 8,48% (18872 рубля); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (18120 рублей) составило 112,98%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2014 год (22650 рублей) составило 90,38% (план 80%);
педагогических работников учреждений здравоохранения, оказывающих социальные услуги детям сиротам, - 18817,1 рубля, рост к аналогичному периоду 2013 г. - 4,19% (18060 рублей); обеспечение запланированного значения "дорожной картой" на 2014 год (18120 рублей) составило 103,85%, соотношение к запланированному значению средней заработной платы по краю на 2014 год (22650 рублей) составило 83,07% (план 80%).
Таким образом, размеры средней заработной платы в отрасли за 2014 год обеспечили в полном объеме запланированное значение заработной платы 2014 года.
Вместе с тем, анализ заработной платы в разрезе учреждений и категорий персонала за 2014 год показал, что в ряде учреждений не принимались своевременные меры на обеспечение запланированных значений повышения заработной платы по категориям персонала. В этой связи допускалось резкое перевыполнение запланированных значений заработной платы по отдельным категориям персонала, в то время как по другим категориям персонала, обозначенным Указом Президента РФ № 597, выполнение не было обеспечено.
Так, согласно федеральной статистической отчетности по форме "ЗП-здрав" в 132 учреждениях здравоохранения сложилось следующее выполнение запланированных "дорожной картой" значений в разрезе категорий персонала:

Категория персонала
Количество учреждений, обеспечивших достижение запланированных значений средней заработной платы
Ниже 95%
От 95,1 до 100%
От 100,1 до 105%
От 105,1 до 110%
От 110,1 и выше (до 147,1%)
1
2
3
4
5
6
Врачи и специалисты с высшим немедицинским образованием
6
25
51
15
29
Средний медицинский персонал
1
22
53
17
31
Младший медицинский персонал
6
20
48
23
25

Ниже 95% к запланированным значениям по заработной плате в разрезе категорий персонала отмечены значения средней заработной платы в следующих государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях:
по врачам: Георгиевская детская поликлиника - 93,2%, городская больница г. Железноводска - 91,1%, Красногвардейская ЦРБ - 84,6%, станция скорой медицинской помощи г. Железноводска - 89,5%, Ставропольская краевая станция переливания крови - 94,5%, Нефтекумская стоматологическая поликлиника - 92,17%;
по среднему медицинскому персоналу ниже 95% от запланированного уровня отмечена заработная плата среднего медицинского персонала в Красногвардейской ЦРБ - 86,51%;
по младшему медицинскому персоналу в Ипатовской ЦРБ - 87,85%, Красногвардейской ЦРБ - 71,91%, родильный дом г. Кисловодска - 94,8%, стоматологическая поликлиника г. Кисловодска - 94,83%, стоматологическая поликлиника г. Железноводска - 90,29% и Нефтекумская ЦРБ - 89,76%.
В ходе проведенного анализа выявлены случаи недостижения запланированного уровня заработной платы по одним категориям персонала и перевыполнения по другим целевым категориям работников, подпадающим под действие указа Президента РФ № 597.
Так, например: в городской больнице Невинномысска по врачам обеспечено выполнение на 98%, в то время как по среднему медицинскому персоналу выполнение составило 111,5%, по младшему - 104,2%;
в городской клинической больнице скорой медицинской помощи города Ставрополя по врачам выполнение составило 98,9%, среднему медицинскому персоналу - 112,5% и младшему медицинскому персоналу - 115,3%;
в краевом лечебно-реабилитационном центре по врачам выполнение - 97,25%, в то время как по среднему медицинскому персоналу - 104,18%;
в Предгорной ЦРБ выполнение по врачам - 98,6%, по среднему медицинскому персоналу - 106,28%, по младшему - 99,88%;
в Пятигорском родильном доме обеспечено выполнение по врачам на 99,1%, по среднему медицинскому персоналу - 106,4%;
в Ставропольском специализированном Доме ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики у врачей обеспечено выполнение на 95,66%, а по среднему и младшему медицинскому персоналу на 115,47 и 125,36% соответственно;
в краевом клиническом уроандрологическом центре по врачам выполнение составило 112,1%, в то время как по среднему медперсоналу - 97,1%;
в Ипатовской ЦРБ по врачам - 106,8%, в то время как по среднему медперсоналу - 95,55% и младшему - 87,85%;
в Кисловодском родильном доме выполнение по врачам составило 106,8%, по младшему медицинскому персоналу - 94,83%, среднему медперсоналу - 99,97%.
Данный факт свидетельствует о низком качестве планирования расходов по заработной плате и несвоевременности перераспределения фонда оплаты труда по категориям в целях обеспечения запланированного уровня заработной платы по категориям персонала.
Также проведенный анализ позволил выявить случаи больших внутренних резервов, позволяющих перевыполнять запланированный уровень заработной платы целевых категорий работников.
Так, по врачам из 29 учреждений, в которых выполнение составило более 110%, отмечено перевыполнение запланированных значений средней заработной платы от 15 до 43,9% практически в половине учреждений (14 учреждений) в:
городской больнице № 2 г. Пятигорска - на 15,5%, городской поликлинике № 1 г. Невинномысска на 16,7%, городской поликлинике № 3 г. Ставрополя на 19%, краевом детском санатории "Дружба" для больных легочным туберкулезом на 36%, Кисловодской психиатрической больнице на 20,7%, в медицинском центре амбулаторного диализа на 20%, Предгорной стоматологической поликлинике на 15,3%, Ставропольском краевом центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями на 27%, Труновской ЦРБ на 17,3%, территориальном центре медицины катастроф на 32%. Аналогичная картина отмечена и по перевыполнению запланированных значений среднемесячной заработной платы по среднему персоналу.
Из 31 учреждения, в которых отмечено выполнение более 110%, в 21 учреждении перевыполнение составляет от 15 до 48,8%.
По младшему медицинскому персоналу из 25 учреждений с выполнением свыше 110% в 13 учреждениях перевыполнение варьирует от 15 до 47,6%.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
специалистами лечебно-профилактических учреждений не проводится должный анализ финансовой деятельности учреждений;
не принимаются своевременные управленческие решения, направленные на перераспределение фонда заработной платы, в целях недопущения случаев перевыполнения запланированных "дорожной картой" значений средней заработной платы по одним категориям персонала и невыполнения запланированных значений по другим категориям персонала;
введенные в учреждениях системы нормирования труда носят формальный характер и не отражают фактическую численность персонала, необходимую для обеспечения выполнения запланированных объемов медицинской помощи (работ);
учреждениями не проводятся мероприятия, направленные на оптимизацию расходов, с целью выполнения мероприятий в рамках реализации Указа № 597 Президента Российской Федерации.
Руководствуясь Рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2014 № 16-3/10/1-1084 (пункт 1), уведомляем Вас, что в настоящее время министерством здравоохранения Ставропольского края, равно как и другими ведомствами социальной сферы, на основании рекомендаций вышестоящих органов, запланирована работа по внесению изменений в "дорожную карту", утвержденную распоряжением Правительства Ставропольского края № 47-рп, протокольными поручениями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 2 декабря 2014 г. № ОГ-П12-321пр "О внесении изменений в Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы и в региональные планы мероприятий ("дорожные карты") по развитию отраслей социальной сферы и науки", решением Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2014 г. "О ходе реализации Планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере", а также на основании проведенного анализа руководителям учреждений:
1. Принять к сведению, что уровень средней заработной платы целевых категорий работников отрасли в 2015 году должен соответствовать плановым значениям заработной платы, предусмотренным на 2014 год.
В этой связи необходимо:
2. Обеспечить жесткий контроль за уровнем заработной платы в разрезе целевых категорий работников, определенных Указом Президента № 597.
3. Принять все меры к своевременному перераспределению финансовых средств по категориям персонала в целях недопущения резкого перевыполнения запланированных значений по одним категориям персонала и невыполнения по другим категориям персонала.
4. Приступить к работе по внесению изменений в "дорожные карты" в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации, с последующим представлением их на согласование в министерство.
5. Обеспечить перевод младшего медицинского персонала, не участвующего в оказании медицинской помощи, в прочий персонал, при этом по младшему медицинскому персоналу в стационарных учреждениях, обеспечивающему раздачу пищи больным, руководствоваться пунктом 14.27 пункта 14 санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 мая 2010 г. № 58.

5. Обеспечить нормирование труда работников возглавляемых учреждений с целью установления реальной штатной численности и норм нагрузок на персонал с учетом конкретных условий труда каждого учреждения.
6. Внести соответствующие изменения в штатные расписания учреждений в соответствии с рекомендациями, доведенными письмом министерства здравоохранения от 08.12.2014 № 10-17/292.

Министр
В.Н.МАЖАРОВ


------------------------------------------------------------------