Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 01.09.2015 N 82 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы"



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 1 сентября 2015 г. № 82

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЛЬНА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
НА 2016 - 2018 ГОДЫ


В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 № 717, государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 № 523, в соответствии с постановлением Администрации края от 29.04.2015 № 159 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы.
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Казанина В.В.

Начальник Главного управления
сельского хозяйства
Алтайского края
А.Н.ЧЕБОТАЕВ





Утверждена
Приказом
Главного управления
сельского хозяйства
Алтайского края
от 1 сентября 2015 г. № 82

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЛЬНА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Паспорт ведомственной целевой программы
"Развитие производства и переработки льна
в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы

Главный распорядитель средств краевого бюджета
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Цель и задачи программы
цель - повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции;
задачи:
увеличение валового сбора льна;
поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна
Целевые индикаторы и показатели программы
объем производства льна в пересчете на волокно;
урожайность льна;
площадь посевов льна;
выработка льноволокна на льнозаводах;
численность занятого в льноводстве населения
Программные мероприятия
субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке, на производство льна;
субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение техники и оборудования, используемых при выращивании и переработке льна
Срок реализации мероприятий программы
2016 - 2018 гг.
Объемы и источники финансирования программы по годам
общий объем финансирования программы из краевого бюджета составляет 9000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2016 году - 3000,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 3000,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 3000,0 тыс. рублей;
(справочно: для реализации программы будут привлечены средства из внебюджетных источников - 226500,0 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 72500,0 тыс. руб.;
в 2017 году - 75500,0 тыс. руб.;
в 2018 году - 78500,0 тыс. руб.).
Финансирование мероприятий программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
увеличение к 2018 году:
объема производства льна в пересчете на волокно - до 4,8 тыс. тонн;
урожайности льна - до 12,2 ц/га;
площади посевов льна - до 3,95 тыс. га;
выработки льноволокна на льнозаводах - до 4,8 тыс. тонн;
сохранение численности занятого в льноводстве населения

1. Общие положения

Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы (далее - "Программа") разработана в соответствии с положениями государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы и направлена на развитие в регионе производства продукции льноводства.
Основания для разработки Программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года;
закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года";
постановление Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года № 523 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы";
постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года № 420 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы;
постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года № 330 "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года";
постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года № 445 "Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края";
постановление Администрации Алтайского края от 29 апреля 2015 года № 159 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
В Алтайском крае 44% населения проживает в сельской местности, что предопределяет приоритетность вопросов развития сельского хозяйства и сельских территорий в реализации социально-экономической политики региона. Государственная поддержка развития села и сельскохозяйственного производства предусмотрена в целом комплексе программных документов, среди которых основными являются государственные программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы и "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, и Губернаторская программа "80 x 80". В ходе выполнения указанных программ в регионе достигнуты определенные результаты по ряду наиболее важных направлений: развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов агропромышленного комплекса, реализация в сельской местности социально значимых инвестиционных проектов. Настоящая программа направлена на достижение приоритетных целей развития агропромышленного комплекса края и является одним из инструментов реализации поставленных задач социально-экономического развития села.
Программа предусматривает повышение конкурентоспособности отрасли на основе модернизации производства льноволокна и рассматривается как один из инструментов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению инвестиционной и инновационной деятельности. Поддержка технического перевооружения льноводства в 2014 году стимулировала приобретение специализированной льноводческой техники и оборудования на общую сумму 12200,0 тыс. рублей, что обеспечило производство 4,3 тыс. тонн льна в пересчете на волокно.
Настоящая Программа рассчитана на комплексное развитие аграрного сектора АПК края, создание условий для роста занятости сельского населения на основе устойчивого, динамичного развития в Алтайском крае производства продукции льноводства и повышения на основе государственно-частного партнерства его инвестиционной привлекательности.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Лен-долгунец является ценной технической культурой, традиционно возделываемой в Алтайском крае.
В настоящее время его производство сосредоточено в восточных районах края - Залесовском, Смоленском и Целинном. Благоприятные почвенно-климатические условия для производства льна-долгунца также существуют в Заринском и Кытмановском районах. В 2008 - 2014 годах площади, занимаемые данной культурой в регионе, уменьшились на 59% и составили 3,6 тыс. гектаров. Основной причиной этого явились трудности при реализации льноволокна и продукции его переработки. Однако средняя урожайность льна за указанный период составила 13,8 ц/га. Среднегодовой объем производства льна в пересчете на льноволокно в крае за 2010 - 2014 годы составил 5,4 тыс. тонн. При этом в 2010 году был произведен рекордный за последние пять лет объем льноволокна, составивший 6,6 тыс. тонн. По производству льноволокна Алтайский край занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Выручка являющихся участниками программ по развитию льноводства сельскохозяйственных организаций от реализации льноволокна за последние три года выросла почти на 22%, составив в 2014 году более 72000,0 тыс. рублей.
Развитию производства льна в крае способствовали меры государственной поддержки, которые доказывают свою эффективность и являются необходимым условием дальнейшего развития льноводства в крае. В 2008 - 2014 годах господдержка составила 166820 тыс. руб., в том числе 143810 тыс. руб. из федерального бюджета и 23010 тыс. руб. - из краевого.
Целесообразность развития льноводства в регионе определяется также наличием собственных перерабатывающих предприятий. Так, переработка сырья для производства льноволокна осуществляется ОАО "Бийская льняная компания" (г. Бийск), ОАО "Залесовское" (Залесовский район). Ими выпускается различная льносодержащая продукция: длинное и короткое волокно, льняная пряжа, ватин, шпагат. Производственные мощности данных предприятий позволяют получать более 6,0 тыс. тонн волокна (длинного и короткого) и около 2,0 тыс. тонн пряжи в год.
Главным фактором, сдерживающим успешную реализацию потенциала льняного комплекса Алтайского края, является недостаточный уровень использования удобрений, средств защиты растений от вредных организмов, технического оснащения отрасли, а также устаревшая технология производства льноволокна на льнозаводах, которая не обеспечивает безотходного использования сырья. Эффективная первичная переработка льносырья, предопределяющая выпуск высококачественного, отвечающего европейским стандартам длинного волокна, а также утверждение нового ассортимента продукции из льна возможна при осуществлении мероприятий по технической и технологической модернизации льнозаводов.
Необходимость разработки ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае" на 2016 - 2018 годы продиктована реальными процессами, происходящими в отрасли, и стоящими перед ней задачами повышения уровня обеспеченности населения края продукцией льноводства. Основным направлением увеличения объемов производства льноволокна в регионе, помимо расширения посевных площадей, является рост урожайности льна за счет совершенствования технологии его возделывания, повышения уровня обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами, а также модернизация льнозаводов. В частности, предусматривается использование высокопродуктивных сортов и гибридов, применение средств химизации, внедрение энергоресурсосберегающих технологий, техническое и технологическое переоснащение предприятий по первичной переработке льна.
Дальнейшее развитие льняного производства в крае требует комплексного подхода и усиления мер государственной поддержки в следующих сферах:
производство льна в пересчете на волокно и повышение уровня обеспеченности населения края продукцией его переработки;
техническое перевооружение льноводческой отрасли; создание современных льноперерабатывающих заводов, позволяющих осуществлять первичную переработку сырья.

3. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции.
Достижение поставленной цели будет обеспеченно решением следующих задач:
увеличение валового сбора льна;
поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна.
Достижение поставленной цели позволит создать условия для дальнейшего развития производства и первичной переработки льна, что станет основой успешного развития льноводства и повышения конкурентоспособности отрасли.

4. Система программных мероприятий

Решение задач интенсивного развития в Алтайском крае производства продукции льноводства будет обеспечено посредством проведения комплекса мероприятий, включающих субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке, на его производство, а также субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при выращивании и переработке льна.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Таблица 1

Ресурсное обеспечение мероприятий Программы

Мероприятия
Источник финансирования
Средства, тыс. руб.
всего
в том числе по годам
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
Субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке, на его производство
всего, в том числе
178500,0
57000,0
59500,0
62000,0
краевой бюджет
6000,0
2000,0
2000,0
2000.0
внебюджетные источники
172500,0
55000,0
57500,0
60000,0
Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при выращивании и переработке льна
всего, в том числе
42000,0
13500,0
14000,0
14500,0
краевой бюджет
3000,0
1000,0
1000,0
1000.0
внебюджетные источники
39000,0
12500,0
13000,0
13500,0
Итого
всего, в том числе
220500,0
70500,0
73500,0
76500,0
краевой бюджет
9000,0
3000,0
3000,0
3000,0
внебюджетные источники <*>
211500,0
67500,0
70500,0
73500,0

--------------------------------
<*> Внебюджетные источники указываются справочно.

Объем средств, необходимых для реализации запланированных мероприятий, рассчитан с учетом:
фактических цен на льноволокно в 2014 году;
средних по Алтайскому краю затрат на производство льна;
стоимости машин и оборудования для производства и первичной переработки льна, фактически сложившейся в 2014 году.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с учетом Методики оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 247.
Реализация Программы создаст условия для более интенсивного развития предприятий, занимающихся производством продукции льноводства.
В связи со снижением в 2014 году объемов производства льноволокна, обусловленным неблагоприятными погодными условиями, низкой эффективностью производства, слабой материально-технической базой льноводства, основной задачей реализации мероприятий Программы на ближайшую перспективу является создание условий для восстановления запланированных объемов и обеспечения их дальнейшего роста (таблица 2). Это произойдет благодаря компенсации части затрат на производство льноволокна, включая затраты, связанные с сохранением и повышением почвенного плодородия, применением высокоурожайных сортов и гибридов, внедрением в льноводство современных ресурсосберегающих технологий, а также затрат на модернизацию предприятий, осуществляющих первичную переработку льна.

Таблица 2

Динамика целевых индикаторов

Целевой индикатор
Единица измерения
2015 г. (оценка)
Значение индикатора по годам
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
Объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8
Урожайность льноволокна
ц/га
11,8
11,9
12,1
12,2
Площадь посевов льна
тыс. га
3,8
3,85
3,9
3,95
Выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8
Численность занятого в льноводстве населения
человек
180
180
180
180

Поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна путем компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение (с учетом увеличения посевных площадей и обновления существующего парка льноводческой техники и оборудования для производства и первичной переработки льна) необходимой техники и оборудования даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2016 - 2018 годах обновить производственные фонды, что позволит увеличить объем и повысить качество заготавливаемого сырья, обеспечить его результативную первичную переработку.

7. Система управления реализацией Программы

Организация реализации программных мероприятий осуществляется Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Главное управление").
Финансирование Программы производится за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Главное управление контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Отчеты о ходе выполнения Программы представляются в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и в комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по форме, установленной положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации края от 29.04.2015 № 159, и в определенные им сроки.





Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие производства и переработки
льна в Алтайском крае"
на 2016 - 2018 годы

МЕРОПРИЯТИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И
ПЕРЕРАБОТКИ ЛЬНА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Цель, задачи, мероприятия
Срок реализации мероприятия
Исполнитель
Индикаторы
Единица измерения
Значение индикатора
Направления использования средств
Сумма расходов, тыс. руб.
Всего расходов, тыс. руб.
в отчетном году
в плановый период
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Цель - повышение конкурентоспособности производства и переработки льна в Алтайском крае и увеличение объемов выпуска отечественной льняной продукции
2016 - 2018 гг.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - ГУСХ)
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8
предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям
3000,0
3000,0
3000,0
9000,0
урожайность льноволокна
ц/га
11,8
11,9
12,1
12,2




площадь посевов льна
тыс. га
3,8
3,85
3,9
3,95




выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8




численность занятого в льноводстве населения
чел.
180
180
180
180




Задача 1. Увеличение валового сбора льна
2016 - 2018 гг.
ГУСХ
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. га
4,5
4,6
4,7
4,8
предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям
2000,0
2000,0
2000,0
6000,0
численность занятого в льноводстве населения
чел.
180
180
180
180




Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих лен на внутреннем рынке, на его производство
2016 - 2018 гг.
ГУСХ
объем производства льна в пересчете на волокно
тыс. га
4,5
4,6
4,7
4,8
предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям
2000,0
2000,0
2000,0
6000,0
численность занятого в льноводстве населения
чел.
180
180
180
180




Задача 2. Поддержка технической и технологической модернизации производства и переработки льна
2016 - 2018 гг.
ГУСХ
урожайность льноволокна
ц/га
11,8
11,9
12,1
12,2
предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям
1000,0
1000,0
1000,0
3000,0
площадь посевов льна
тыс. га
3,8
3,85
3,9
3,95




выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8




Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых при выращивании и переработке льна
2016 - 2018 гг.
ГУСХ
урожайность льноволокна
ц/га
11,8
11,9
12,1
12,2
предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям
1000,0
1000,0
1000,0
3000,0
площадь посевов льна
тыс. га
3,8
3,85
3,9
3,95




выработка льноволокна на льнозаводах
тыс. тонн
4,5
4,6
4,7
4,8






------------------------------------------------------------------