Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 04.09.2015 N 1493 "О порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации"



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 4 сентября 2015 г. № 1493

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В целях реализации приказа Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", повышения доступности, эффективности и качества персонифицированного повышения квалификации педагогических и руководящих работников Алтайского края, на основе использования дистанционных образовательных технологий приказываю:
1. Утвердить Положение о Порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации.
2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя начальника Главного управления, начальника отдела управления качеством образования Бутенко О.Н.

Заместитель Губернатора
Алтайского края,
начальник управления
Ю.Н.ДЕНИСОВ





Утверждено
Приказом
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 4 сентября 2015 г. № 1493

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

1. Назначение и область применения

Положение "О Порядке реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на курсах повышения квалификации" (далее - "Положение") регулирует реализацию дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - "ДОТ") и электронного обучения (далее - "ЭО"), устанавливает права и обязанности участников образовательных отношений.

2. Нормативное обеспечение

Положение разработано на основе и в соответствии со следующими правовыми документами:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
ГОСТ Р 53620-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499;
методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации "По использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ".

3. Определения и сокращения

В настоящем Положении применяются следующие понятия:
под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
дистанционное обучение (ДО) - целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению;
под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
информационные технологии электронного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса электронного обучения;
интерактивный мультимедиа курс - учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами;
обучение с применением ДОТ - процесс освоения компетенций с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, контроль качества обучения и реализацию системы сопровождения и администрирования учебного процесса;
система дистанционного обучения (СДО) - системно организованная совокупность информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала, ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
система дистанционного обучения Moodle (СДО Moodle) - это среда электронного обучения (СЭО), предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. СДО Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями;
электронная информационно-образовательная среда - системно-организованная совокупность информационных ресурсов дистанционного обучения, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей;
электронные информационные и электронные образовательные ресурсы - учебные ресурсы, представленные в виде файлов на электронных носителях, которые обеспечивают определенную направленность, структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся.

4. Общие положения

4.1. При реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки работников образования организации вправе использовать ДОТ и ЭО при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия и др.), текущего контроля и итоговой аттестации обучающихся, если в них созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
4.2. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, самостоятельно определяют соотношение объема очных, заочных учебных занятий и учебных занятий с использованием ДОТ и ЭО.
4.3. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, могут проводить обучение с использованием ДОТ и ЭО как на бюджетной основе, так и на внебюджетной основе.
4.4. Организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, самостоятельно устанавливают порядок и формы доступа к используемым информационным ресурсам при реализации обучения с использованием ДОТ и ЭО.
4.5. При обучении с использованием ДОТ и ЭО каждому обучающемуся обеспечивается доступ к информационному и программному обеспечению системы дистанционного обучения Moodle (далее - "СДО") через сеть Интернет.
4.6. Порядок предоставления образовательных услуг с использованием ДОТ и ЭО для каждой формы обучения (или их сочетания) регламентируются локальным актом организации.
4.7. Образовательная деятельность с использованием ДОТ и ЭО реализуется в следующих формах взаимодействия обучающихся и преподавателей АКИПКРО:
асинхронная организация образовательной деятельности, которая обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени;
синхронная организация образовательной деятельности, которая предусматривает проведение учебных мероприятий и общение обучающихся с преподавателями в режиме реального времени средствами информационно-коммуникационных технологий (далее - "ИКТ").
4.8. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
4.9. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

5. Цели и задачи использования дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения

5.1. Основной целью использования ДОТ и ЭО является повышение доступности, эффективности и качества предоставления услуг по повышению квалификации независимо от удаленности от краевого центра места проживания и работы педагогических работников.
5.2. Основные задачи:
усиление персонифицированного характера, адресной направленности и непрерывности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;
снижение расходов на проведение обучения (в т.ч. проезд к месту учебы, командировочные, стоимость проживания);
обеспечение возможности формирования обучающимися индивидуальной траектории и темпа освоения дополнительных профессиональных программ.

6. Участники образовательных отношений, права и обязанности

6.1. Участниками образовательных отношений с использованием ДОТ и ЭО являются:
организации, реализующие дополнительные профессиональные программы (профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный и инженерный персонал, имеющий специальную подготовку для работы в электронной обучающей среде с применением ДОТ и ЭО);
обучающиеся (руководители образовательных организаций, МОУО, учителя-предметники, воспитатели, психологи, социальные работники, педагоги дополнительного образования, библиотекари ОУ, методисты и т.д.);
работодатели обучающихся (администрация образовательных организаций).
6.2. Нормирование труда профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного и инженерного персонала регулируется действующими внутренними нормативными документами организации, реализующей дополнительные профессиональные программы.
6.3. Права и обязанности участников образовательных отношений.
6.3.1. В права и обязанности организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, входит:
принятие решения о внедрении ДОТ и ЭО в образовательную деятельность в зависимости от состояния материально-технической базы и степени готовности ППС к применению ДОТ и ЭО;
разработка учебно-методических материалов для учебного процесса с применением ДОТ и ЭО;
учет и анализ текущей успеваемости обучающихся, результатов их итоговой аттестации;
обеспечение для каждого обучающегося доступа к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам, организация для обучающихся учебно-методической помощи, в том числе в форме консультаций, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
6.3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих программу с использованием ДОТ и ЭО, определяются Уставом организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, правилами внутреннего трудового распорядка.
Обучающиеся должны быть предупреждены об объеме учебного материала, выносимого на дистанционный курс;
при обучении с использованием ДОТ и ЭО обучающийся имеет право на получение доступа к электронным образовательным ресурсам (учебным и методическим) как посредством компьютерной базы Организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, так и посредством личных персональных технических средств в обозначенном ранее режиме.
6.3.3 В права и обязанности работодателей обучающихся входит:
формулировка адекватного уровню готовности работника к повышению квалификации технического задания;
участие в итоговой аттестации обучающихся;
доступ к результатам итогового контроля обучающихся.

7. Учебно-методическое обеспечение образовательной
деятельности с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения

7.1. Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения основано на использовании электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, которые должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом.
7.2. Разработчики электронных информационных и электронных образовательных ресурсов вправе использовать материалы, размещенные в системе федеральных образовательных порталов, библиотеке образовательных ресурсов, самостоятельно и (или) совместно использовать информационные ресурсы российских и зарубежных юридических и физических лиц в объеме и способами, не противоречащих законодательству РФ.
7.3. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию, соответствующие требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
База данных для использования ДОТ и ЭО представляет собой издания на различных типах носителей - фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
7.4. Электронные информационные и электронные образовательные ресурсы постоянно актуализируются и обновляются по мере необходимости.
7.5. Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения:
электронные учебные пособия;
наборы заданий с необходимыми учебно-методическими материалами;
электронные словари, справочники и другие материалы;
пакеты тестовых заданий.

8. Условия и порядок осуществления образовательной
деятельности с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения

8.1. Образовательная деятельность с использованием ДОТ и ЭО осуществляется в соответствии с учебными планами, действующими нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность, при наличии специально разработанных электронных информационных и электронных образовательных ресурсов.
8.2. При реализации образовательных программ применяется как модель частичного использования ДОТ и ЭО, так и модель полного использования ДОТ и ЭО.
8.3. Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
8.4. Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуются с дистанционными.
8.5. Учебный процесс с использованием ДОТ и ЭО в полном объеме в целом или по отдельным дисциплинам учебного плана может быть организован только при наличии:
разработанной нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);
электронных информационных и электронных образовательных ресурсов;
специальной корпоративной информационной системы электронного документооборота и сервера технологической поддержки ДОТ и ЭО;
преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, имеющих специальную подготовку по использованию ДОТ и ЭО;
электронных форм проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
материально-технической базы, обеспечивающей реализацию ДОТ и ЭО (совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);
соответствующего уровня кадрового персонала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного или дополнительного профессионального образования);
организации обучения и методического сопровождения педагогических работников, использующих электронное обучения, дистанционные образовательные технологии (повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
8.6. В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.
8.7. Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть "Интернет"):
с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;
в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;
должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.
8.8. Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
8.9. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.
8.10. В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:
общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический видео- и аудиоредакторы);
учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).
8.11. С помощью системы дистанционного обучения (далее - "СДО"):
разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;
педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;
администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;
все результаты обучения сохраняются в течение года в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
8.12. При использовании ДОТ и ЭО обучающийся и преподаватель могут взаимодействовать в образовательной деятельности в следующих формах:
on-line, которая предусматривает взаимодействие участников образовательных отношений в режиме реального времени (видео-, аудиоконференции, чат и пр.);
off-line, которая предусматривает взаимодействие участников образовательных отношений в режиме отложенного (произвольного) времени (электронная почта, форумы, доски объявлений и пр.).
8.13. ДОТ и ЭО при реализации образовательных программ используются при следующих видах учебной деятельности:
самостоятельное изучение учебного материала обучающимися;
презентации (обзорные, установочные занятия);
консультации индивидуальные и групповые (в том числе сетевые);
практические занятия;
текущая и итоговая аттестация;
стажировки.
8.14. Самостоятельное изучение учебного материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется расписанием в соответствии с учебным планом по программе обучения.
8.15. Самостоятельная работа обучающихся включает изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение практических, тестовых заданий; выполнение проектов, написание выпускных квалификационных работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа.
8.16. Очные (аудиторные) групповые занятия с использованием ЭО проводятся с целью:
определения и формирования умений применять полученные теоретические знания при решении практических профессиональных задач;
корректировки умений самостоятельной работы с учебными и учебно-методическими материалами;
освоения методов коллективной работы и обмена опытом;
определения полноты знаний, полученных слушателями в результате самостоятельного освоения учебного материала.
8.17. Лекционные занятия реализуются во всех технологических средах: работа с электронными учебными курсами в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе off-line (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле- и видеолекций, и лекций-презентаций.
8.18. Практические, семинарские и лабораторные занятия организуются во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени), компьютерный лабораторный практикум, профессиональные тренинговые упражнения с использованием телекоммуникационных технологий.
8.19. Индивидуальные и групповые консультации преподавателей обучающиеся получают с использованием средств телекоммуникаций в режиме off-line и/или on-line (электронная почта, форумы, chat-конференции, видеоконференции и др.) в СДО.
8.20. Реализация образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО сопровождается осуществлением текущего и итогового контроля освоения учебных программ, формы, периодичность и порядок проведения которых устанавливаются учебным планом.
8.21. Контроль освоения обучающимися образовательной программы с использованием ДОТ и ЭО осуществляется по результатам выполнения контрольных работ, эссе, тестирования и пр. Тестирование осуществляется обучающимися самостоятельно посредством СДО в установленные сроки и оценивается автоматизированной системой тестирования.
8.22. Обучающийся, осваивающий образовательную программу с использованием ДОТ и ЭО, должен выполнить все виды заданий, предусмотренных рабочей программой в установленные сроки.
8.23. Результаты выполнения всех видов заданий, предусмотренных рабочей программой, отображаются в личных кабинетах обучающихся и преподавателей и сохраняются в электронной базе СДО. Каждая работа проверяется и оценивается преподавателем в срок не более 7 дней. Общий срок нахождения контрольной работы в ИПК не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в зачетных ведомостях.
8.24. В файловом хранилище СДО контрольные работы хранятся в течение одного года.
8.25. Внутренний документооборот, учетно-отчетная документация по курсам ведется в традиционной (на бумажном носителе) и в электронно-цифровой форме.
8.26. Мониторинг и оценка качества образовательной деятельности при реализации образовательных программ с использованием ДОТ и ЭО осуществляется в установленном организацией порядке.

9. Техническое и программное обеспечение образовательной
деятельности с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения

9.1. Техническое обеспечение СДО включает в себя:
серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения СДО;
коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению СДО через локальные сети и Интернет.
9.2. Программное обеспечение СДО включает в себя:
модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду Moodle (и/или другие среды, функционально дополняющие или замещающие Moodle) с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных образовательных и информационных ресурсов;
серверное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование сервера и связь с СДО через Интернет;
программное обеспечение, предоставляющее возможность проведения вебинаров, а также других видов связи преподавателей с обучающимися средствами сети Интернет.
Среда Moodle осуществляет управление образовательным контентом, организацией учебного процесса, взаимодействием обучающихся и профессорско-преподавательским составом.
Среда Moodle обеспечивает:
организацию и информационную поддержку образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО;
разграничение прав доступа к электронным образовательным и электронным информационным ресурсам;
разграничение полномочий во взаимодействии участников образовательных отношений;
организацию самостоятельного обучения посредством телекоммуникационных технологий;
хранение, обновление и систематизацию электронных учебных и информационных материалов;
мониторинг образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО.
9.3. Каждому обучающемуся обеспечивается доступ к электронным образовательным и информационным ресурсам в СДО посредством предоставления индивидуальных логина и пароля, в объеме, необходимом для освоения программы обучения.


------------------------------------------------------------------