Постановление Администрации Солтонского района от 13.04.2015 N 165 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие и поддержка предпринимательства в Солтонском районе на 2015 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛТОНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2015 г. № 165

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЛТОНСКОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышения его роли в решении социальных и экономических задач района, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие и поддержка предпринимательства в Солтонском районе на 2015 - 2020 годы".
2. Обнародовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации Солтонского района www.soltonadm.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации района, председателя комитета Администрации района по экономике Харламову Л.П.

Глава Администрации района
М.П.ЛУДЦЕВ





Утверждена
Постановлением
Администрации района
от 13 апреля 2015 г. № 165

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СОЛТОНСКОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

Паспорт Программы

Наименование Программы
Муниципальная программа "Развитие и поддержка предпринимательства в Солтонском районе на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы
Комитет Администрации района по экономике
Соисполнители Программы
Администрации сельсоветов
Участники Программы
Администрация Солтонского района;
Общественный Совет предпринимателей при Администрации района;
Администрации сельсоветов;
Информационно-консультационный центр
Подпрограммы Программы
отсутствуют
Программно-целевые инструменты Программы
отсутствуют
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон Алтайского края от 17.11.2008 № 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Цель Программы
Обеспечение оптимальных условий для развития предпринимательства, повышение его роли в решении социальных и экономических задач района
Задачи Программы
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП). Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для района направлениям.
3. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
4. Создание новых рабочих мест.
5. Создание условий для инвестиционной деятельности.
6. Увеличение сумм налоговых поступлений в бюджет района от субъектов малого и среднего предпринимательства
Сроки реализации Программы
2015 - 2020 годы
Важнейшие целевые индикаторы
Количество СМПС
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике
Объем налоговых поступлений от СМСП в бюджет района
Объем и источники финансирования (по годам)
Объем финансирования по Программе:
- районный бюджет - 276 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 27,0 тыс. рублей;
2016 год - 38,0 тыс. рублей;
2017 год - 45,0 тыс. рублей;
2018 год - 53,0 тыс. рублей;
2019 год - 55,0 тыс. руб.;
2020 год - 58,0 тыс. руб.
Объем финансирования может корректироваться при формировании краевого бюджета и районного бюджета на очередной финансовый год.
Объем дополнительно привлеченных средств также может подлежать корректировке
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Увеличение численности работников на малых и средних предприятиях.
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятых в экономике.
Увеличение налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет района.
Увеличение количества СМПС

1. Общая характеристика реализации муниципальной программы

Муниципальная программа "Развитие и поддержка предпринимательства в Солтонском районе на 2015 - 2020 годы" разработана в рамках Федеральных законов от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закона Алтайского края от 17.11.2008 № 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" и ориентирована на поддержку и содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) как сектора экономики Солтонского района на период 2015 - 2020 годы.
Малое предпринимательство - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением жителей района рабочими местами и необходимыми им товарами и услугами. Малое предпринимательство в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия.

2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами

Проблемы развития малого предпринимательства являются одними из важнейших для социально-экономического развития Солтонского района, т.к. создание дополнительных рабочих мест способствует повышению материального благосостояния населения и увеличению объемов налоговых поступлений в местный бюджет. Развитие предпринимательства в районе является приоритетом в социально-экономическом развитии.
Малое предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии района. Малые предприятия района составляют 17% от общего числа предприятий района. Развитие сферы малого предпринимательства, это прежде всего:
- основа развития рыночных отношений;
- создание новых рабочих мест;
- пополнение бюджетов всех уровней;
- повышение жизненного уровня населения.
В районе на 1 января 2015 года функционирует 23 малых предприятия с численностью занятых на них 238 человек. В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица осуществляют деятельность 163 индивидуальных предпринимателя, в найме занято 84 чел. В районе 9 крестьянских (фермерских) хозяйств, в них занято 90 человек. Доля налоговых поступлений в бюджет муниципального района за 2013 год от субъектов малого бизнеса составила 10,1%, в 2014 году - 9,3%.
Развитие СМСП способствует постепенному созданию широкого слоя собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни.
СМСП имеют большой потенциал для создания новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Распределение субъектов предпринимательства по отраслям экономики характеризуется следующими показателями:

Наименование отрасли
2014 год
всего субъектов предпринимательства, %
100
в том числе:

сельское хозяйство, лесное хозяйство
42,8
торговля и общественное питание
33,4
ремонт автотранспортных средств
3,8
транспорт, связь
3,6
обрабатывающая отрасль
3,4
прочие виды деятельности
13,0

3. Приоритетные направления реализации муниципальной
программы

Анализ изменения количества субъектов предпринимательства по отраслям показывает, что малый бизнес, как и прежде, сконцентрирован в основном в сельском хозяйстве - 42,8%, торговле - 33,4%.
Общими перспективными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в районе являются:
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство муки, крупы, комбикормов;
- животноводство;
- производство продуктов питания (колбасных, молочных, хлебобулочных изделий);
- сбор и переработка вторичного сырья;
- услуги прачечных, химчистки;
- коммунальные и бытовые услуги для населения;
- медицинские услуги;
- социальные услуги;
- деятельность по организации отдыха и развлечений;
- туристские услуги.
Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в районе имеется инфраструктура поддержки СМСП, которая включает:
- Общественный Совет предпринимателей при Администрации района;
- информационно-консультационный центр.
Создание новых СМСП повышает процент занятости трудоспособного населения, уровень жизни работающих и членов их семей, насыщает рынок востребованными товарами и услугами.
Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию предпринимательства в Солтонском районе, являются:
- низкий темп роста количества субъектов малого предпринимательства;
- снижение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2014 году по сравнению с 2013 годом;
- низкая доля занятости населения в сфере малого предпринимательства;
- низкий уровень технического обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств;
- недостаточный уровень юридических (экономических) знаний субъектов малого предпринимательства;
- сложная процедура получения кредитов СМСП.
Существующие проблемы можно решать только объединенными усилиями и согласованными действиями, как органов местного самоуправления, так и самих субъектов предпринимательства.
Программный подход позволит проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата, развивать систему государственной поддержки малого предпринимательства, повышать эффективность этого сектора экономики района.
Цель Программы: обеспечение оптимальных условий для развития предпринимательства, повышение его роли в решении социальных и экономических задач района.
Задачи Программы:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП). Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства по приоритетным для района направлениям.
3. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
4. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание здоровой конкурентной среды.
5. Создание условий для инвестиционной деятельности.
6. Увеличение сумм налоговых поступлений в бюджет района от субъектов предпринимательства.

4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для
реализации Программы

Объем финансирования по Программе составляет: районный бюджет - 276,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 27,0 тыс. рублей;
2016 год - 38,0 тыс. рублей;
2017 год - 45,0 тыс. рублей;
2018 год - 53,0 тыс. рублей;
2019 год - 55,0 тыс. руб.;
2020 год - 58,0 тыс. руб.
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при разработке и утверждении бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Срок реализации муниципальной программы 2015 - 2020 годы.
Конечные результаты реализации муниципальной программы:
Увеличение численности работников на малых и средних предприятиях;
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике;
Увеличение налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет района;
Увеличение количества СМПС.

5. Перечень индикаторов целевой Программы

№ п/п
Наименование индикатора
Ед. изм.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
факт
план
план
план
план
план
план
1.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства
чел.
584
586
588
590
592
594
596
2.
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике
%
23,8
23,9
24,0
24,1
24,2
24,3
24,4
3.
Объем налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет района
тыс. руб.
3300
3320
3340
3360
3380
3390
3400
4.
Количество СМСП
чел.
195
197
200
202
204
206
208

6. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной
программы

№ п/п
Наименование мероприятия, цель, задачи
Срок реализации
Исполнитель
Источник финансирования
Сумма расходов, (тыс. руб.)
Ожидаемый результат от реализации мероприятия
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Цель: Обеспечение оптимальных условий для развития предпринимательства, повышение его роли в решении социальных и экономических задач района.
Задачи: Разработка нормативно-правовых актов с сфере предпринимательства.
Обеспечение условий для функционирования информационно-консультационного центра.
Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса.
Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
1.
Участие в подготовке предложений для принятия законодательных и иных нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях
2015 - 2018
Общественный Совет предпринимателей при главе района
-
-
-
-

-

Совершенствование правовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на создание условий для их развития
2.
Обеспечение деятельности и организация работы информационно - консультационного центра (далее - ИКЦ)
2015 - 2018
ИКЦ при Администрации района
районный бюджет
10,0
15,0
17,0
20,0
20,0
20,0
Функционирование ИКЦ (приобретение бумаги, оргтехники, заправка картриджа, и пр.)
3.
Организация и проведение обучающих семинаров с субъектами предпринимательства по вопросам налогообложения, ведения бухучета, трудовых отношений, правовой защите
2015 - 2018
ИКЦ, комитет по экономике Администрации района, МРИ ФНС России по Алт. кр., Роспотребнадзор и др.
-
-
-
-

-

Повышение информированности и правового уровня предпринимателей в сфере предпринимательства
4.
Обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления
2015 - 2018
ИКЦ, КГУ "Центр занятости населения Солтонского района"
-
-
-
-



Увеличение количества субъектов малого предпринимательства

Итого



10,0
15,0
17,0
20,0
20,0
20,0

Цель: Совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачи: Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Информационная и консультационная помощь по различным формам финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.
Привлечение средств краевого бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (в т.ч. малых форм хозяйствования в АПК)
2015 - 2018
Администрация района, ИКЦ
районный бюджет
15,0
20,0
25,0
30,0
32,0
34,0
Формирование и развитие в районе инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
2.
Обеспечение свободного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (в т.ч. малых форм хозяйствования в АПК) к информации о свободных зданиях и помещениях муниципальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду и на продажу
2015 - 2018
Отдел Администрации района по имущественным и земельным отношениям, ИКЦ
-
-
-
-



Повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о наличии свободных площадей для предоставления в аренду
3.
Снижение напряженности на рынке труда путем организации предпринимательской деятельности безработными гражданами за счет получения субсидий
2015 - 2018
КГУ "Центр занятости населения Солтонского района", ИКЦ
-
-
-
-

-

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства

Итого



15,0
20,0
25,0
30,0
32,0
34,0

Цель: Формирование позитивного общественного мнения о предпринимательстве.
Задачи: Пропаганда социальной значимости предпринимательства.
1.
Проведение ежегодного праздника "День Российского предпринимательства"
2015 - 2018
Администрация района, общественный Совет предпринимателей, ИКЦ
районный бюджет
2,0
3,0
3,0
3,0
3,0
3,0
Обмен опытом по решению проблем субъектов предпринимательства

Итого



2,0
3,0
3,0
3,0
3,0
3,0

Цель: Развитие взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Задачи: Повышение социальной ответственности предпринимателей.
Участие в социально-экономическом развитии района.
1.
Включение представителей малого и среднего предпринимательства в состав советов, рабочих групп, комиссий, создаваемых по различным вопросам социально-экономического развития Солтонского района
2015 - 2018
Администрация района, структурные подразделения Администрации района
районный бюджет
-
-
-



Привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к решению проблем социально-экономического развития района

Всего по Программе



27,0
38,0
45,0
53,0
55,0
58,0


7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и меры
управления рисками реализации

В таблице определены риски, которые могут создать препятствия для достижения цели реализации муниципальной программы и обозначены основные направления их минимизации.

Вероятностные риски
Направления минимизации
Внешние риски, связанные с возможным изменением действующего законодательства на федеральном и региональном уровнях, в том числе в сфере налогообложения
1. Мониторинг изменений действующего законодательства и оценка возможных последствий принятия правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства
Недостаточное финансирование мероприятий Программы
1. Определение приоритетов первоочередного финансирования.
2. Внесение изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации
Снижение или потеря актуальности мероприятий Программы
1. Корректировка мероприятий Программы, разработка и реализация новых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в случае необходимости за счет перераспределения средств внутри разделов Программы.
2. Анализ отношения представителей предпринимательства к оказываемой муниципальной поддержке
Несоответствие фактически достигнутых показателей эффективности реализации Программы плановым
1. Анализ причин отклонения фактических показателей от запланированных.
2. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации Программы

8. Методика оценки эффективности Программы

1. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится на основе оценок по трем критериям:
степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;
соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств районного бюджета муниципальной программы;
степени реализации мероприятий Программы.
1.1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы и их плановых значений по формуле:

,

где:
Cel - оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы;
Sj - оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения муниципальной программы, отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
m - число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы;
- сумма значений.
Оценка значения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы производится по формуле:

Sj = (Fj / Pj) x 100%,

где:
Fj - фактическое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы;
Pj - плановое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или: Sj = (Pj / Fj) x 100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).
В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%.
1.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств районного бюджета муниципальной программы определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы по формуле:

Fin = К / L x 100%,

где:
Fin - уровень финансирования реализации мероприятий муниципальной программы;
K - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы;
L - плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы на соответствующий отчетный период.
1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) муниципальной программы производится по следующей формуле:



где:
j = 1;
Mer - оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы;
Rj - показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия муниципальной программы, определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как "1", в случае недостижения непосредственного результата - как "0";
n - количество мероприятий, включенных в муниципальную программу;
- сумма значений.
1.4. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее - "комплексная оценка") производится по следующей формуле:

O = (Cel + Fin + Mer) / 3,

где:
O - комплексная оценка.
2. Реализация муниципальной программы может характеризоваться:
высоким уровнем эффективности;
средним уровнем эффективности;
низким уровнем эффективности.
3. Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80% и более.
Муниципальная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40% до 80%.
Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.


------------------------------------------------------------------