Решение Солтонского районного Совета народных депутатов от 11.08.2015 N 23 "Об утверждении порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Солтонского района Алтайского края"



СОЛТОНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2015 г. № 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ И
ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В ГРАНИЦАХ
СОЛТОНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

С целью реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Солтонского района Алтайского края Солтонский районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Солтонского района Алтайского края (приложение).
2. Настоящее решение обнародовать на официальном сайте Администрации Солтонского района www.soltonadm.ru.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Солтонского районного Совета народных депутатов по социальным вопросам и законодательству.

Глава района
Н.Д.МАКЛАКОВ





Приложение
к Решению
Солтонского районного
Совета народных депутатов
от 11 августа 2015 г. № 23

ПОРЯДОК
СБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ
И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В ГРАНИЦАХ СОЛТОНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

1. Общие положения

1.1. Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Солтонского района Алтайского края (далее - Порядок) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" с целью организации регулярной очистки территории муниципального района от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями нормативных правовых актов в области обращения с отходами.
1.2. Используемые в Порядке понятия и термины применяются в том же значении, что и в федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлении Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", законе Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
1.3. Порядок регламентирует деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (далее - обращение с отходами), права и обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы (далее - производители (собственники) отходов), организаций, обеспечивающих сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (далее - специализированные организации).
1.4. Обращение с отходами на территории Солтонского района Алтайского края осуществляется на основании следующих принципов:
- соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
- охрана окружающей среды и здоровья человека;
- иных принципов, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
1.5. Сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов осуществляются на основании следующих нормативных показателей: для граждан - норм накопления твердых бытовых отходов; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.6. Несанкционированное размещение всех видов отходов на территории Солтонского района Алтайского края, в том числе на землях общего пользования, в санитарно-защитных зонах, прилегающих землях, сброс отходов в водоемы и на их берега, а также сжигание отходов открытым способом запрещено.
1.7. Сбор, вывоз, утилизация промышленных и ртутьсодержащих отходов осуществляются производителями (собственниками) отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров со специализированными организациями.

2. Управление в области обращения с отходами

2.1. Отношения по управлению в области обращения с отходами определяют взаимодействие органов местного самоуправления Солтонского района Алтайского края, производителей (собственников) отходов и лиц, участвующих в сборе, вывозе, утилизации и переработке отходов, в целях обеспечения требований действующего законодательства и муниципальных правовых актов в области обращения с отходами.
2.2. К полномочиям Солтонского районного Совета народных депутатов в области обращения с отходами относится:
2.2.1. Утверждение мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в составе программ и планов социально-экономического развития Солтонского района Алтайского края;
2.2.2. Установление общеобязательных правил, регулирующих вопросы в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
2.2.3. Утверждение в составе бюджета района расходов на финансирование мероприятий в области обращения с отходами;
2.2.4. Контроль исполнения Администрацией района, иными органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами;
2.2.5. Иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
2.3. К полномочиям Администрации Солтонского района Алтайского края в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
2.3.1. Администрация района:
- осуществляет на территории района контроль за соблюдением требований настоящего Порядка;
- проводит с производителями (собственниками) отходов информационную работу в области обращения с отходами;
- определяет места временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке;
- определяет место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный с собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также осуществляют их информирование;
- организует работу по учету мест временного хранения бытовых отходов, расположенных на территории районов;
- организует разработку и реализацию схемы санитарной очистки территории района от отходов;
- организует на территории района учет образования и движения отходов, образующихся у производителей (собственников) отходов;
- с целью организации деятельности по обращению с отходами взаимодействует с производителями (собственниками) отходов, специализированными организациями в области обращения с отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;
- обеспечивает координацию работы по размещению контейнеров и других мест временного накопления отходов на территории муниципального района;
- разрабатывает комплексные целевые программы в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организует мероприятия по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами, входящие в компетенцию Администрации района.
2.4. Товарищества собственников жилья, управляющие организации:
- оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с Администрацией района;
- обеспечивают санитарную уборку контейнеров, их своевременный ремонт и замену;
- заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз отходов, контролируют выполнение данных договоров, включая контроль за выполнением графика сбора и вывоза отходов;
- исполняют другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Порядком.
2.5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями (собственниками) отходов:
- обеспечивают надлежащее санитарное состояние закрепленной территории и мест временного хранения отходов;
- обеспечивают сортировку, безопасное и раздельное хранение отходов, сбор и вывоз отходов в места их утилизации и (или) переработки или захоронения;
- заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз отходов с целью их дальнейшей переработки или утилизации (захоронения) либо самостоятельно производят сбор и вывоз отходов (I - IV классов опасности при наличии соответствующей лицензии);
- при складировании отходов в контейнерах или других специально оборудованных местах, не принадлежащих им, обеспечивают наличие соответствующих договоров с их владельцами;
- обеспечивают раздельный сбор отходов по видам (металл, стекло, макулатура, картон, пластик, полиэтилен, резина, ртутные лампы, пищевые отходы и другое) и классам опасности для использования их в качестве вторичных ресурсов или последующего захоронения;
- разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);
- в установленном законодательством порядке ведут учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- вносят плату за размещение отходов в порядке, установленном действующим законодательством;
- исполняют другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
2.6. Специализированные организации по сбору и вывозу отходов, их утилизации и переработке:
- информируют население, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об оказываемых услугах;
- выполняют работы по эксплуатации и содержанию закрепленных за ними полигонов отходов;
- обеспечивают выполнение графика сбора и вывоза отходов;
- осуществляют иные полномочия в сфере обращения с отходами, предусмотренные действующим законодательством.

3. Организация сбора и вывоза бытовых
и промышленных отходов

3.1. Система сбора и вывоза отходов включает в себя взаимоотношения специализированных организаций с производителями (собственниками) отходов, гражданами, проживающими в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, пользующимися услугами организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, возлагающими обязанности по обращению с отходами на данные организации в порядке, установленном правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем заключения договора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3.2. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортировки, размещения таких отходов.
3.3. Сбор бытовых отходов производится в емкости, предназначенные для временного хранения отходов малой емкости (урны, баки), контейнеры для отходов.
3.4. Сбор жидких отходов производится в оборудованные выгребы для жидких отходов в неканализованных зданиях.
3.5. Размещение контейнеров для отходов осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами, Правилами благоустройства поселений района, настоящим Порядком, иными муниципальными правовыми актами.
3.6 Контейнеры размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках.
3.7. Контейнерные площадки для сбора отходов должны иметь твердое покрытие и удобный подъезд для мусоровозного транспорта в любое время года.
3.8. Контейнерные площадки должны быть очищены от отходов и содержаться владельцами контейнерной площадки, домовладельцами, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз мусора, в чистоте и порядке.
3.9. Переполнение контейнеров отходами не допускается.
3.10. Запрещается сжигание бытовых отходов в контейнерах.
3.11. Запрещается складировать в контейнеры: отходы, образующиеся в результате проведения строительных работ, в том числе битый кирпич, бетон, штукатурку, металлическую арматуру, батареи отопления и т.д.; опасные отходы (отработанные ртутьсодержащие лампы и приборы, щелочь, кислота отработанных аккумуляторных батарей и др.); горячую печную золу (шлак); крупногабаритные и длинномерные предметы (трубы, доски, деревья, ветки, крупные запчасти автомобилей и т.д.), которые могут препятствовать выгрузке контейнера в бункер мусоровоза.
3.12. Вывоз отходов осуществляется в соответствии с действующими нормами и правилами в области обращения с отходами и Правилами благоустройства сельских поселений.
3.13. Ответственность за обеспечение сбора и вывоза отходов с территории административных зданий и объектов социальной сферы в соответствии с настоящим Порядком возлагается на владельцев (балансодержателей) указанных объектов.
3.14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут организовывать места временного хранения собственных отходов. Вывоз отходов производства на полигон может осуществляться собственным транспортом (при обязательном наличии подтверждающих талонов на утилизацию отходов, приобретенных у предприятия, эксплуатирующего полигон), либо транспортом специализированной организации (при обязательном наличии договора с данной организацией) в соответствии с требованиями законодательства.
3.15. Сбор и вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов:
3.15.1. Сбор и вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между домовладельцем и специализированной организацией либо самостоятельно домовладельцем при условии обязательного приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне;
3.15.2. Вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в неблагоустроенном жилищном фонде, осуществляется специализированным автотранспортом, оборудованным необходимым инвентарем и защитными средствами;
3.15.3. Ответственность за обеспечение сбора и вывоза бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком возлагается на домовладельцев;
3.15.4. Сбор и вывоз отходов V класса опасности может производиться самовывозом по договору сбора и вывоза отходов, заключенному со специализированной организацией.
3.16. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения вывозимыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

4. Организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп

4.1. Потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп или заключают договоры со специализированными организациями (в том числе через мобильные пункты приема) по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
4.2. У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
4.3. Физические лица, проживающие в индивидуальных жилых домах, сдают отработанные ртутьсодержащие лампы специализированным организациям в соответствии с заключенными договорами на сбор и вывоз ртутьсодержащих отходов.
4.4. Самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до первичного места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.

5. Утилизация, переработка и размещение отходов

5.1. Твердые бытовые отходы, а также промышленные отходы IV и V классов опасности размещаются на полигоне твердых бытовых отходов, обустроенном в соответствии с действующими нормами и правилами.
5.2. Опасные отходы подлежат обезвреживанию в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
5.3. Ртутьсодержащие отходы (использованные люминесцентные лампы, термометры, прочие приборы, содержащие ртуть и утратившие потребительские свойства), отнесенные к I классу опасности, подлежат обязательной сдаче для утилизации в специализированную организацию, имеющую лицензию на обращение с отходами. Сбор, хранение и перемещение ртутьсодержащих отходов должны выполняться методами, исключающими их бой и разгерметизацию.
5.4. Утилизация трупов павших животных производится в биотермических ямах или иными способами, предусмотренными действующим законодательством.
5.5. Допускается временное складирование отходов производства и потребления (при соблюдении требований, установленных СанПиН 2.1.7.1322-03):
- на производственной территории основных производителей отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
5.6. Отходы производства и потребления III - IV классов опасности разрешается складировать вместе с твердыми бытовыми отходами в соотношении не более 30% от массы твердых бытовых отходов при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000 - 5000 мг/л, что соответствует фильтрату твердых бытовых отходов.
5.7. Без ограничения в количестве на полигоны бытовых отходов принимаются и используются в качестве изолирующего промежуточного слоя промышленные отходы IV класса опасности, имеющие однородную структуру с размером фракций менее 250 мм при условии сохранения в фильтрате уровня биохимического потребления кислорода (БПК20) на уровне 100 - 500 мг/л, ХПК - не более 300 мг/л.
5.8. Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с твердыми бытовыми отходами, не должны быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85%.
5.9. Жидкие бытовые отходы утилизируются специализированными предприятиями, осуществляющими эксплуатацию санкционированных мест по утилизации жидких отходов.
5.10. Производители (собственники) отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья, осуществляют обращение с этими отходами одним из следующих способов:
- производят переработку собственными силами;
- заключают договоры на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам для переработки;
- заключают договоры со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов, передавая ей право распоряжения вывозимыми отходами, включая право передачи данных отходов для переработки третьей стороне.

6. Контроль в области обращения с отходами

Администрация района осуществляет контроль за соблюдением настоящего Порядка совместно с уполномоченными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, информирует государственные органы, осуществляющие надзор в области охраны окружающей среды, о выявленных нарушениях в области обращения с отходами.

7. Ответственность за нарушения
в области обращения с отходами

За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований настоящего Порядка юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.


------------------------------------------------------------------